Партнёры

Все новости


2011 год

Тайфун заботливый, как ангел: Mazda Taiki


2011 » Сентябрь » 29, 20:16

Тайфун заботливый, как ангел: Mazda Taiki > ФОТО: Mazda Taiki Тайфун заботливый, как ангел: Mazda Taiki 13 декабря 2007
«Рисуя Taiki, мы держали в голове образ тайфуна - одного из самых мощных природных явлений, которое рождает атмосфера земли»
/Ямада Ацухико, журнал Mazda Life, ноябрь 2007/

Важный выбор.
Несмотря на то, что японская компания Mazda начала продавать автомобили Cosmo Sport, оснащенные роторным двигателем, еще в мае 1967 года, в 1974 году команда разработчиков роторного проекта оказалась под мощным давлением своих противников. «Роторный двигатель ненадежен, просто пожирает бензин и никогда не будет иметь успеха на рынке», - утверждали последние. Однако руководитель работ Кеничи Ямамото твердо возразил своим оппонентам, утверждая, что остановка данного проекта будет означать отказ компании Mazda от революционного прорыва в производстве двигателей внутреннего сгорания. «Давайте думать так, - рассказывает о словах Ямамото Нонака Икудзиро в своей статье «Компания - создатель знания», размещенной на сайте школы менеджеров «Арсенал», - Мы творим историю; заниматься этой задачей - наша «судьба».

Кеничи Ямамото обратился к фундаментальным устремлениям компании - к тому, что назвал «преданностью непреходящей ценности», и к стратегии технологического лидерства. Он показал, как проект роторного двигателя отражает верность организации однажды выбранному идеалу.

Так компания Mazda выбрала свою судьбу и первую фундаментальную опору для устойчивого будущего, заключающуюся в технических инновациях и технологическом превосходстве. Можно сказать даже о большем - о технической уникальности автомобилей Mazda. Затем к первому «колесу» Mazda добавились остальные три - спортивность, высокое качество и эмоциональный дизайн. Стоит добавить и то, что сделанный в 1974 году выбор укрепил поддержку каждым членом компании своей организации и ее стратегических целей.

С тех пор Mazda только и занимается тем, что развивает все четыре направления, ни на минуту не забывая о каждом из них. А флагманами модельного ряда Mazda уже в течение четырех десятилетий остаются спортивные машины, оснащенные роторными моторами.

Немного истории.
Достаточно продолжительное время быстрые автомобили компании из города Хиросима внешне напоминали «гадких утят». Да и технических проблем с ними хватало. Дело было не в недостатке ума или таланта японских инженеров. Трудолюбия и упорства им тоже было не занимать. Просто для решения всех вопросов необходимо было наработать длительный опыт эксплуатации. Его со временем получили.

И в результате модель Mazda RX-7 (Savanna) завоевала большую популярность на рынках целого ряда стран. А ее последнее поколение с точки зрения дизайна стало настоящим «белым лебедем». Отдельные образцы этой интересной модификации успели отметиться в России в 90-ые годы. Так что то десятилетие не стоит ругать так сильно, как это принято сейчас, хотя бы по этой причине. О революционности же Mazda RX-8, продажи которой начались в 2003 году и продолжаются по сей день, много рассуждать, наверное, и смысла нет. Вряд ли найдется человек, интересующийся автомобилями и незнакомый с этой верткой красавицей, «порхающей как бабочка и жалящей как пчела». Помимо нового двигателя RENESIS, в котором на ином качественном уровне решили проблему надежности, при значительном снижении его стоимости, конструкторы Mazda спроектировали не менее уникальный кузов: с распахивающимися в разные стороны дверями, без центральной стойки, с прочным силовым каркасом и удобной посадкой пассажиров на задние сиденья.

Ангел, сошедший с небес.
В течение последних лет, к счастью, стало понятно, что компания Mazda Motor и в дальнейшем будет всячески холить и лелеять свое роторно-спортивное направление, несмотря на новейшую эпоху всеобщей глобализации бизнесов и унификации автомобильных платформ и агрегатов. В этом году японские маркетологи даже дали растущему количеству почитателей своей марки несколько поводов надеяться на одновременную глубокую модернизацию модели RX-8 и возрождение купе RX-7, причем в самом ультрасовременном виде. Также на чрезвычайно короткое время в технической литературе мелькнула информация о роторном турбодвигателе, имеющим электропривод турбины. Но она исчезла столь же внезапно, как и появилась. Возможно, ее попросту засекретили.

И, тем не менее, концепт, являющийся прообразом будущей модели Mazda RX-7, который команда дизайнеров из студии в Иокогаме во главе с Ямадой Ацухико (Yamada Atsuhiko) совсем недавно продемонстрировала на 40-м Токийском Мотор Шоу, превзошел самые смелые ожидания самых отчаянных оптимистов. Просто сказать, что это был самый красивый концепт-кар Токийского Автосалона, значит не сказать ничего.

В основе дизайна Mazda Taiki (слово «Taiki» с японского языка переводится как «атмосфера Земли») лежит кузов купе вытянутой формы с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса, небольшими свесами и крышей в форме капли, полностью выполненной из стекла и усиленной рамой, которая органично дополняет силовую структуру кузова.

Маркетологи компании Mazda в своих релизах описывают дизайн нового концепта со всей свойственной японским специалистам тщательностью. С поправкой на двойной перевод это выглядит следующим образом: «Образ, показывающий движение потоков воздуха, был навеян изображением двух хагоморо. В японских легендах хагоморо - это плащи, позволяющие небесным девам (ангелам) летать. Нижний плащ-хагоромо «развевается» от передних крыльев через боковые поверхности автомобиля, где он «заворачивается» под днище и изящно поднимается сзади. Второй, верхний, хагоромо начинается в виде капота, затем проходит по линиям плеч, делая на них особый акцент, формирует независимые задние крылья и завершается изгибом в задней части кузова. Сочетание двух «летящих» (верхней и нижней) поверхностей не только создает отображение движущихся потоков воздуха и ощущение легкого парения, но и визуально уменьшает размеры кузова».

Если поэзию перевести на язык технический, то получится удивительно красивый кузов, представляющий единый аэродинамический элемент, если хотите, цельное крыло с нулевой подъемной силой и коэффициентом сопротивления воздуха рекордно низкой величины - 0,25. Поскольку кузов автомобиля по прихоти дизайнеров, чьи эстетические пожелания в данном случае полностью совпали с законами аэродинамики, сильно сужается к задней части автомобиля, его задние колеса поместили в отдельные обтекатели-гондолы, просто по учебнику. Собственными аэродинамическими элементами, снижающими сопротивление воздуха, прикрыты даже верхний и нижний рычаги задней подвески. А через обтекатели нижних рычагов проходят еще и приводные полуоси.

Черное и белое.
Тема движения потоков воздуха, заданная экстерьером Mazda Taiki, нашла свое продолжение и в ее интерьере. Дизайнеры Taiki рассказывают, что при разработке интерьера их вдохновляли Koinobori - декоративные флаги в виде карпов, которые гордо развиваются в японском небе в мае. Ни разу ни видя ничего подобного, трудно с этим не согласиться. А согласиться с тем, что дизайн салона нового японского концепт-кара разработан вопреки всяким правилам, существующим на сегодняшний день - еще легче.

Подушка кресла является частью элемента, «оборачивающего» рулевую колонку и перетекающего в центральную консоль. Тахометр представляет собой дугу из красных огоньков вокруг руля и нескольких полос в его центре. Они пульсируют, отображая обороты роторного двигателя, чтобы усилить эмоциональные впечатления от вождения. Даже в салоне автомобиля все, от панели управления до сидений и отделки дверей, создает впечатление, что и здесь поток ветра обрел зрительную форму.

Но самое интересное в интерьере Mazda Taiki - это его деление на две зоны, черную - для водителя и белую - для пассажира. Отделка черного цвета, который является основным для водительской зоны, создает атмосферу, помогающую пилоту сконцентрироваться на вождении. Пассажирская же «зона» склоняет к умиротворению благодаря удобному креслу и просторному месту для ног. Белый цвет отделки помогает создать ощущение комфорта, которыми в действительности пассажирское сиденье и отличается.

Именно экстерьер настолько потряс дизайнера одной из американских автомобильных компаний, что в интервью вебсайту Car design он заявил о том, что когда дизайнеры рисовали Mazda Taiki, их начальство «похоже, было в отпуске». Но, наверное, так можно думать об американских боссах. А топ-менеджеров японских компаний их подчиненные часто называют «романтиками в поисках идеала». Что касается дизайна Taiki, то и романтика, и идеалы - налицо. Или на лице?

Кстати, лицо автомобиля украшает решетка радиатора, выполненная в виде «лезвий», края которых снабжены сверхтонкими рядами белых светоизлучающих диодов. Задние же фонари и повторители указателей поворота, установленные на дверях, выполнены по уникальной технологии Mazda и выглядят так, словно просвечивают сквозь кузов, так что их можно увидеть только тогда, когда они включены. Все это также создает полную иллюзию того, что потоки воздуха превратились в свет, видимый человеческому глазу.

Увеличенный эксцентриситет.
Было бы совершенно ошибочным считать уникальный дизайн единственным достоинством концепт-кара Mazda Taiki. На этой машине компания Mazda впервые продемонстрировала двигатель RENESIS (16X) нового поколения. Новый мотор имеет увеличенный рабочий объем в 1600 куб. см. (две камеры по 800 куб. см., приведенный рабочий объем 3,2 л), непосредственный впрыск топлива, трохоидальную камеру сгорания, уменьшенную ширину ротора и увеличенный эксцентриситет. Масса нового двигателя и его внешние габариты остались прежними. Зато благодаря новой конструкции двигателя увеличились его тепловой КПД и крутящий момент во всем диапазоне оборотов. Помимо этого японские инженеры обещают меньший расход топлива и лучшие экологические характеристики. Величина мощности не называется. Но, наверное, автолюбителей ожидают никак не меньше трехсот лошадиных сил. Если к таким показателям добавить новую преселективную семиступенчатую коробку передач с двумя сухими сцеплениями, традиционно идеальную развесовку автомобиля по осям и легкое шасси, снаряд получится совсем не плохой.

Соединение в одной точке.
А, если быть совершенно серьезным, то обязательно стоит отметить, что разработчики Mazda Taiki, возможно, одни из первых в современной истории человечества решали уникальную задачу.

Ведь главной целью создания Mazda Taiki была попытка спроектировать автомобиль, дающий как невероятное удовольствие от управления (и шире: удовольствие от обладания) им, так и в минимальной степени наносящий ущерб окружающей среде. Ведь если такого баланса не будет найдено, то мощным спортивным автомобилям может грозить полное исчезновение, что означает исчезновение АВТОМОБИЛЕЙ как таковых. Останутся лишь просто «средства передвижения». Той же компании Mazda, наверное, совсем не хочется, чтобы хорошие экологические показатели стали для нее тем самым «запасным колесом - докаткой», которое придется достать из багажника и поставить на место одного из четырех прежних: технической уникальности, спортивности, высокого качества, эмоционального дизайна. А кому хочется?!

Помимо основной задачи, дизайнеры Taiki решали и несколько дополнительных - например, приучали потенциальных покупателей к новому стилю автомобилей Mazda или привлекали к своему бренду молодежь, которой гаджеты и игровые приставки ближе реальных машин.

А вообще-то команде во главе с Ямадой Ацухико пришлось сводить в одну точку массу несовместимых вещей - соединять природу с техникой, реальное с виртуальным.

У них даже получилось соединение в одной точке прошлого и будущего. Именно будущего, а не настоящего. И такого прошлого, когда, скорее всего, автомобилей, двигателей внутреннего сгорания и электричества еще не существовало. А может, подобная квинтэссенция и есть настоящее Настоящее?

Но об этом лучше спрашивать у человека, живущего в доме, к которому даже нельзя подъехать на автомобиле, и черпающего, по его собственному признанию, вдохновение от камней, шишек, веток и ракушек, которые он собирает в лесу, когда гуляет с собакой.

Его зовут Ямада Ацухико, и он - главный дизайнер самого красивого концепт-кара Токийского Мотор Шоу, тайфуна Mazda Taiki.