Партнёры

Все новости


2011 год

Обзор автомобиля-гибрида Lexus GS 450h, 2006


2011 » Сентябрь » 29, 20:23

Тип автомобиля - «гибрид»

«Ну, что ж, видимо в компании Toyota посчитали, что пора пускать в ход свои главные козыри», - вот какая мысль пришла мне в голову, когда я оказался за рулем нового автомобиля Lexus GS450h. Действительно, летом этого года планируется начать реализацию машин модельного ряда LS, который, как принято считать, является флагманом торговой марки Lexus. По крайней мере, на реализацию этого проекта были брошены все силы, которыми обладает компания Toyota. Так что, справедливости ради, следует констатировать, что пока этот «флагман» не задействован, говорить об успехе или провале всего предприятия рановато. Но с другой стороны, точно такое же значение, если не больше, для мирового признания марки Lexus имеет появление автомобиля класса «элит» со смешанной тягой, то есть «гибрида». В самом деле, разве не заманчиво сделать дорогую машину с применением в ней гибридных элементов, такую машину, которой западные престижные марки пока еще похвастаться не могут. Полагаю, что в условиях, когда марка Lexus стала терять свою популярность, такого рода акция, наверняка, поможет отвоевать утраченные позиции.

Первый автомобиль марки Lexus появился на японском рынке не далее, как летом прошлого года. Этим «первенцем» решено было сделать Lexus GS. Затем пришла очередь автомобиля Lexus IS. Из-за активной экспансии марки Lexus на внутреннем японском рынке положение дел в сегменте машин класса «элит» стало меняться. В частности, практически за один вечер 30 процентов продаж таких машин стало приходиться на марку Lexus! Правда, злые языки утверждают, что это и не мудрено учитывая потенциал компании Toyota. Так то оно так, но одновременно следует иметь в виду, что общее количество машин Lexus, проданных за прошлый год на внутреннем рынке Японии, оказалось далеко не таким, как ожидалось. Судите сами: было запланировано реализовать 20 тыс. штук, а на самом деле оказалось, что продано чуть более 10 тысяч. Конечно, в самой компании Toyota не питали особых иллюзий и понимали, насколько непросто будет работать в сегменте элитных машин. Но одно дело - представлять и планировать, и совсем другое - сделать первые шаги и столкнуться с настоящей, а не виртуальной реальностью! Сейчас представители компании открыто заявляют, что нужно было брать более реальные планы. Говорят, что это для них оказалось серьезным уроком. Но главное, что стало ясно то, что без подключения к конкурентной борьбе двух модельных рядов семейства Lexus, - LS и Hybrid, не обойтись.

И вот на рынке появился автомобиль со смешанным типом тяги - Lexus GS450h. Удастся ли с его помощью увеличить популярность машин марки Lexus в целом, или нет, вот в чем вопрос!

Динамика разгона - как у автомобиля 4.5-литрового класса, а расход топлива - как у «двушки».

Распределение машин нового модельного ряда GS 450h по категориям носит простой характер. Если в двух словах, то базовая модификация стоит 6 млн. 800 тыс. иен. Но если в комплектацию включить кожаные кресла, систему предотвращения столкновений вместе с контрольным монитором, боковые подушки безопасности для пассажиров, сидящих на заднем сидении, и систему удержания машины на заданном курсе, то такая машина будет стоить уже 7 млн. 700 тысяч. А что же входит в базовую комплектацию? Здесь тоже есть много интересного, например, устройство, которое именуется активным стабилизатором поперечной устойчивости, которое ранее уже применялось в автомобиле Lexus GS430 (6 млн. 300 тыс. иен). Правда, там он прелагался только за дополнительную плату в порядке опции. Кроме того, в стандартный набор входит система Navi AV - AVS новейшей разработки, так что машина стандартной категории оснащена тоже не слабо. Кстати сказать, от активного стабилизатора, о котором шла речь выше, можно и отказаться, и тогда машина GS 450h базовой категории обойдется покупателю практически в такую же сумму, что и автомобиль Lexus GS430.

Вместе с тем при разработке гибридной версии Lexus было принято решение отказаться от 8-цилиндрового двигателя в пользу его 6-цилиндрового собрата. Это должно снизить расходы владельца на топливо. С учетом того, что двигатель по-прежнему обладает прекрасными скоростными характеристиками, а самим автомобилем можно теперь пользоваться хоть каждый день, реализационная цена машины стала выглядеть довольно привлекательной.

Подобно тому, как это наблюдается в паре Toyota Harrier / Harrier Hybrid, внешне машины GS 430 и GS 450h мало чем отличаются друг от друга. В частности, для гибрида был выбран свой оригинальный вариант окраски кузова («premium light blue»), затем, машина комплектуется 18-дюймовыми колесами с дисками особого дизайна. Ну, и конечно, «гибрид» имеет свою собственную эмблему, чтобы окружающие хоть как-то смогли понять, где автомобиль со смешанным типом тяги, а где нет. Тот факт, что дизайнеры решили придать гибриду почти такие же форму какие имеет машина с обычным двигателем внутреннего сгорания, может свидетельствовать от том, что делается попытка объединить эти два вида машин, чтобы в сознании закрепилась формула Lexus = Hybrid. Интересно заметить, что это - абсолютно иная позиция, нежели та, которую выбрали дизайнеры, работавшие и работающие над внешним видом другого гибрида - Toyota Prius. Там, как все, должно быть, помнят, все имеет индивидуальный, ни на что не похожий вид.

Если уж я вспомнил об автомобиле Toyota Prius, то позволю себе отметить еще одну деталь. Дело в том, что цели, которые обусловливают использование смешанной тяги, в первом и во втором случае существенно различаются. Если в Toyota Prius главная задача - это максимальная экономия топлива, то в случае с гибридом GS 450h все обстоит по-иному. В этом проекте от инженеров требовалось, не снижая мощности самой силовой установки, добиться, чтобы на единицу мощности тратилось как можно меньше топлива. В самом деле, сам по себе двигатель внутреннего сгорания развивает мощность в 296 л.с., а в комбинации с дополнительным электромотором этот показатель доводится до 345 л.с. Вот тебе и «гибрид»! В смешанном режиме расход топлива составляет один литр на целых 14,2 км. То есть, этот показатель выдержан на уровне обычной машины 2-литрового класса. Причем представитель компании Toyota утверждал, что при проведении замера не было попыток создать, что называется, лабораторные условия. Мол, как получилось, так получилось! При нормальной эксплуатации, такой результат, понятное дело, недостижим. Но, тем не менее, я решил проследить, как будет меняться расход, топлива, и стал внимательно посматривать на расходомер, размещенный на приборной доске. Вот я вышел на обгонную полосу скоростного шоссе. Прибор указывает, что мгновенный расход топлива эквивалентен одному литру на 10 км пробега. Или вот, на крутом подъеме на горной трассе, полностью утопленная педаль акселератора доводит расход до одного литра на 5-6 км. Но с другой стороны, на ровной трассе машина действительно поражает своей экономичностью. Пока хватает зарядка аккумуляторной батареи, электрический мотор активно участвует в движении, поэтому расходомер показывает зачастую, что расход даже меньше, чем литр на 10 км. Иными словами, если управлять машиной в обычной манере, то прибор постоянно показывает около 10 км/литр. Учтите, что суммарно развиваемая максимальная мощность машины равна 345 л.с.! Где еще можно найти автомобиль из разряда «элит», который бы обладал такими эксплутационными данными! Просто невероятная экономичность!

Чувство небывалого ускорения

Первое впечатление от знакомства с новой моделью Lexus оказалось поразительным. Я занял водительское место и надавил на кнопку стартера. Но двигатель заводиться отказался. Тогда я, как меня научили, нажал на педаль акселератора, и вдруг машина тронулась с места, причем произошло это совершенно без звука только за счет электрического мотора. Дело в том, что двигатель внутреннего сгорания и электромотор связаны между собой посредством промежуточной шестеренной передачи, что позволяет комбинировать разные типы тяги. Это - одна из отличительных особенностей системы «гибрид», разработанной инженерами компании Toyota, которая дает совершенно потрясающий эмоциональный эффект, который невозможен за рулем автомобиля-гибрида Honda Civic. Вообще-то движение только за счет электрической тяги можно встретить и в других «гибридных» машинах, производимых компанией Toyota, но в данном автомобиле это ощущение возникает, когда ты находишься внутри объемного салона, когда тебя окружают изысканные детали интерьера. Представить только: вечерний город, освещенная улица и бесшумно мчащийся по ней автомобиль шикарной внешности. Удовольствие - не передать словами!

Потом я узнал, правда, что движение начинается с электрического мотора не всегда. Дело в том, что автомобиль переходит на чисто электрическую тягу только тогда, когда двигатель внутреннего сгорания имеет температуру не ниже определенной (рабочей) величины. Таким образом, если запуск производить на холодной машине, тогда запускается главный двигатель. А что касается моего случая, то он потому не запустился, что еще не успел остыть после моего предшественника - «испытателя». Иными словами, если машина простояла ночь в гараже, а утром водитель нажимает кнопку пуска, то двигатель заработает обязательно.

Автомобиль бежит очень резво. Это и понятно: мощности одного только двигателя внутреннего сгорания вполне достаточно, чтобы обеспечить машину нормальной тягой (все-таки 3.5 литра рабочего объема!). А тут еще подключается электрический мотор! Можно себе представить, какой мощной тягой оборачивается работа этого тандема. Когда я довольно прилично выжал педаль акселератора, то почувствовал такое интенсивный разгон, который еще ни разу не встречал в машинах - «гибридах». В техническом паспорте указано, что время разгона до скорости в 100 км/час составляет всего лишь 5.6 секунд, и это, если судить по ощущению, не преувеличение. Интересно, что тяга машины воспринимается по-особенному. Это не похоже ни на двигатель с простым впуском и большой кубатурой, ни на мотор «турбо». Это даже трудно передать словами, но если попытаться провести аналогию, то чувство такое, как будто сидишь в разгоняющемся скоростном железнодорожном вагоне или, может быть, даже в салоне реактивного самолета, когда тот идет на взлет.

Жаль, правда, что иногда ускорение воспринимается так, как будто управляешь машиной с бесступенчатой трансмиссией. Что я имею в виду? Дело в том, что при ускорении иногда нельзя прочувствовать прямую зависимость между скоростью вращения коленвала и интенсивностью разгона, совсем как у машины, оснащенной системой CVT. На приборной доске Lexus GS 450h тахометр не предусмотрен, и поэтому нет иного способа определить скорость вращения, как только по звуку работающего мотора, который, пусть и в усеченном виде, но все-таки проникает в салон. Так вот, этот проникающий звук, казалось бы, должен менять высоту звучания, когда скорость начинает резко возрастать. Но на самом деле такое случается не всегда, и тогда у водителя теряется ощущение непосредственного управления двигателем, особенно в те моменты, когда двигатель и так уже работает на оборотах, близких к предельной величине. Да и если тембр звука становится выше, все равно, это не то, звучанию не достает энергии, задора. Здесь, как мне кажется, следует или сделать звук еще громче, или же сделать его совсем неслышимым. Сопровождение работы двигателя для водителя так и останется пустым звуком, не способным поднять ему настроение. Хотя для водителей, проповедующих спокойную манеру вождения машина и так довольно бесшумна. В особенности эта бесшумность проявляется в те моменты, когда, двигаясь на средней скорости, слегка давишь на педаль акселератора, чтобы придать машине желаемое ускорение. Скорость-то нарастает, причем это происходит очень плавно, а вот характер звука при этом совершенно не меняется. Это, надо сказать, производит впечатление. Машина как будто дает понять, что хоть ее скорость достаточно высока, но если надо (в пределах разумного), то она может выдать и не такое.

На автомобиле Lexus GS 450h впервые среди гибридов компании Toyota применяется автоматическая коробка передач, которая имеет режим «ручное переключение по 6-ступенчатой схеме». Однако трансмиссия у машины-гибрида тоже не совсем обычная, это и не гидромеханическая автоматическая, и не ременная бесступенчатая система передач. В связи с этим, когда водитель включает режим ручного управления трансмиссией, это означает, что управление осуществляется через генератор, который заставляет двигатель менять обороты в принудительном порядке. Иными словами, эту систему можно рассматривать, как своего рода имитацию ручного переключения. И в самом деле, стоит только попробовать перейти в ручном режиме на повышенную скорость, как любой сразу заметит: трансмиссия отрабатывает эту команду несколько дольше, чем гидроавтоматическая коробка или бесступенчатый вариатор. А если это так, тогда пользование ручным переключением не дает желаемого эмоционального эффекта от самостоятельного выбора передачи. То есть, вместо езды в активной манере водитель получает нечто обратное. Когда я спросил, как это следует понимать, у инженера, участвовавшего в разработке машины, то он объяснил это так. Согласно его пояснениям, в данном конкретном автомобиле функция ручного переключения была предусмотрена не для того, чтобы управлять машиной в активной манере, а для того, чтобы более активно пользоваться тормозящими свойствами работающего двигателя. Ведь управление скоростью движения только при помощи ножного тормоза в конечном счете ведет к перерасходу топлива, а если активно использовать регенеративное торможение, тогда топлива будет сжигаться меньше.

Автомобиль разряда «premium» нового времени

Подвеска новой машины Lexus также произвела на меня хорошее впечатление. После того, как состоялся дебют машины модельного ряда GS, мне довелось выполнить испытательную поездку на машине, оснащаемой бензиновым двигателем. Уровень ее комфорта, надо сказать, меня совсем не удовлетворил. Но это случилось около полугода тому назад, и, как выяснилось, это время было потрачено не зря. По крайней мере, от того «негатива», который меня охватил в ходе прежнего заезда, не осталось и следа. Самое большое отличие нынешнего варианта подвески от прежнего стало заметно на участке дороги с неровным покрытием. Здесь разница в уровне комфорта сразу дала о себе знать. В старой машине на этом участке водителю передавались очень ощутимые, резкие толчки. Что же касается поведения нового автомобиля GS 450h, то удары в салоне чувствовались, но они казались значительно более приглушенными. Это улучшение работы подвески можно объяснить увеличением на целых 200 кг веса машины, что в свою очередь обусловлено наличием крупногабаритной аккумуляторной батареи и прочими компонентами системы смешанной тяги. В прошлый раз, помниться, я думал, что не могу понять, зачем нужно было комбинировать активный стабилизатор устойчивости с низкопрофильными шинами. В этот раз при подготовке машины к производству, большее внимание было обращено на улучшение ее спортивной формы, и поэтому мое мнение было прямо противоположным - правильно, что сделали именно так! Но, допустим, покупатель решиться отказаться от установки активного стабилизатора поперечной устойчивости, что тогда? Тогда машина будет, само собой переведена на обычные покрышки, и это, конечно, спортивности ей не прибавит, даже наоборот. Но способность оставаться обычным седаном высокого класса все равно останется при ней. Более того, усилитель рулевого управления, который, как известно, имеет электрический привод, заработает по другому, и руль станет действовать более естественно.

Следует, однако, отметить еще одну особенность «гибрида» GS 450h. Тяжелые аккумуляторы, без которых нельзя пока обойтись, расположены за задним сидением, причем они занимают несколько приподнятое положение. Это, как мне показалось, в некоторой степени нарушает устойчивость, и, следовательно, должно учитываться теми, кто собирается управлять машиной «по-спортивному». Но на общую оценку машины это практически никак не влияет. В любом случае этот недостаток, думаю, - одна из задач, решение которой позволит поднять машину GS 450h еще на более высокий уровень.

Итак, что же в итоге? Тяговые характеристики нового автомобиля Lexus GS 450h превышают аналогичные показатели автомобиля с чисто бензиновым двигателем, имеющим 8 расположенных V-образно цилиндров. При этом машина стала намного более экономичной, а вред, наносимый окружающей среде, стал меньше. Благодаря тому, что теперь в модельном ряду имеется автомобиль нового типа, борьба марки Lexus за покупателя на рынке автомобилей разряда «элит» вступила в новую фазу. Впереди нас ждет появление на рынке еще одной козырной карты Lexus - модели LS. Что ж, поживем - увидим, какое она произведет впечатление на покупателей. Что же касается модели GS 450h, то она, по моему мнению, сделала серьезную заявку на то, чтобы утвердить себя в качестве образца элитного автомобиля нового времени. А компания Toyota снова сумела продемонстрировать публике свой высокий технический потенциал.

Технические характеристики машины Lexus GS 450h:
Длина 4830 мм Х ширина 1820 мм Х высота 1425 мм.
Колесная база: 2850 мм.
Вес машины: 1890 кг.
Привод: на задние колеса
Двигатель внутреннего сгорания: 3.5-литровый, 6-цилиндровый с V-образным расположением цилиндров, развиваемая мощность 296 л.с. при 6400 об/мин, наибольший крутящий момент - 37.5 кг/м при 4800 об/мин.
Электрический мотор: постоянный ток, синхронный, мощность 200 л.с., крутящий момент 28,0 кг/м.
Цена автомобиля: 6 млн. 800 тыс. иен