Вряд ли найдется много желающих оспаривать тот факт, что даже стандартный Ford Focus - достойный уважения, прекрасно сбалансированный автомобиль..
Без каких-либо оговорок он крепко «стоит на ногах» среди лидеров гольф-класса. И это неудивительно - кроме отличного качества и широкого выбора модификаций, Focus славится прекрасной настройкой шасси и современными моторами.
Друг за другом
Всем этим в свое время мог похвастать и Focus первого поколения, который, получив звание лучшего европейского автомобиля 1999 года, заметно потеснил конкурентов. На протяжении всей своей конвейерной жизни он продолжал получать самые позитивные оценки как профессиональных ценителей, так и простых пользователей.
Лучшие стороны предшественника с успехом перенял, а во многом даже преумножил Ford Focus II, презентованный в 2004 году в Париже. Второе поколение пусть и потеряло долю шарма, получив существенно менее броский дизайн, ничуть не утратило своей рыночной привлекательности. Focus приобрел новый имидж - более солидного, а значит, и надежного автомобиля. Под стать «повзрослевшей» концепции изменился интерьер. Смелые косые росчерки и непривычные формы панели приборов сменили традиционные, возможно, более скучные дизайнерские ходы. Зато к эргономике Focus теперь придраться практически невозможно, но главное - существенно улучшилось качество материалов отделки, на панели наконец-то появился действительно мягкий пластик, а ведь именно отсутствие оного в последнее время было причиной упреков в адрес предыдущей модели. Для нас Focus - вообще знаковый автомобиль. Организация его сборки во Всеволожске породила небывалый, хотя и прогнозируемый, рост продаж. Разумеется, войти в список главных российских бестселлеров автомобилю помогли не столько его великолепные качества, сколько существенное снижение цены. Но факт налицо - наш автопром приобрел действительно современную, а не переданную по наследству, снятую в Европе с производства, модель, более того - занимающую лидирующие позиции в своем классе. Итак, Ford Focus - достойный продукт и важнейший объект российского автомобильного рынка. Чем порадует нас его зажигательная версия ST?
Осеннее чудо
Впервые увидеть «живьем» Focus с шильдиками «ST» европейцы смогли прошедшей осенью на Франкфуртском автошоу, наши соотечественники получили такую возможность почти сразу после этого - российская презентация прошла в Санкт-Петербурге на автосалоне в «Ленэкспо». Опробовать же первые образцы заряженных хэтчбеков в действии журналисты из разных стран смогли в середине ноября на юге Франции - сначала на серпантинах и автобанах среди расположенных на вершинах гор древних замков между Марселем и Тулоном, а затем на гоночно-испытательном кольце «Paul Richard HTTT» (Hi Tech Test Track - так расшифровывается эта аббревиатура).
В Москве в эти дни осень была в разгаре - холодный колючий дождь, частенько переходящий в снег, порывистый ветер, зябко и неуютно. Поэтому по-летнему ясная и радостная погода, характерная для Лазурного Берега, показалась российской группе настоящим чудом.
Действительно, ласковое солнышко, 12 градусов выше нуля, легкий ветерок, весело колышущий местами порыжевшую листву, и... напористо рычащий четырехколесный зверь, неумолимо увлекающий вперед, провоцирующий на самые необдуманные и опасные поступки, заставляющий снова и снова опускать правую руку на рычаг коробки передач, чтобы увидеть стремительный прыжок стрелки тахометра и последующее плавное, но неумолимое движение ее соседки - на шкале спидометра...
Sport Tech
Что же изменилось с появлением стреловидных шильдиков с буквами «ST», обозначающими не требующее перевода словосочетание «Sport Technology»? Прежде всего это 2,5-литровый пятицилиндровый 225-сильный двигатель семейства Duratec с турбонаддувом. Он выдает 320 Нм крутящего момента в очень широком диапазоне - от 1600 до 4000 об/мин. Турбина же делает его внешнюю скоростную характеристику почти идеальной, Focus ST активно ускоряется с любых оборотов, без провалов, но с заметным нарастанием мощности. Шестиступенчатая механическая КП порадовала четкостью переключений и великолепным подбором передаточных чисел. Впрочем, всепрощающий двигатель при не слишком активном стиле вождения позволяет почти не задумываться о выборе передачи. Но, если оптимально использовать все, на что способен силовой агрегат, можно насладиться пьянящим ускорением - до сотни «эстишка» разгоняется за 6,8 с, максимальная же скорость составляет 240 км/ч. Между прочим, кое-кто из наших коллег уверял, что ему удалось зафиксировать средний расход топлива, меньший, чем на обычном Focus с двухлитровым мотором. Не станем сомневаться в чудодейственных возможностях экономичной шестой передачи, мы же использовали ее не слишком часто и на 200-километровом горном участке израсходовали почти весь 55-литровый бензобак...
Разумеется, не обошлось без специальных настроек шасси. Принадлежность к семейству ST уменьшила дорожный просвет на 15 мм, пружины стали жестче на 30%, стабилизатор поперечной устойчивости усилен на 5%, изменены характеристики амортизаторов. Перенастроен и усилитель рулевого управления, а для увеличения жесткости конструкции между передними стойками подвески установлена распорка.
Без агрессии
Стал ли горячий Focus по-настоящему спортивным? Конечно нет. Это, как и его штатный брат, отличный автомобиль с отменными гражданскими свойствами, но способный доставить еще большую радость от управления им. Единственное, пожалуй, к чему можно придраться, так это тормоза. Конечно, говорить об их недостаточной эффективности не приходится, однако ощущения соответствия столь сильно возросшим тяговым возможностям не возникло. Впрочем, это всего лишь придирки, а информативность педали вообще не вызывает нареканий. В целом же мелкие недостатки не в состоянии повлиять на чувство радости, увеличивающееся с каждым новым нажатием на правую педаль!
Вереница тестовых Focus ST продолжала нестись по узким извилистым дорожкам, заставляя спешно прижиматься правее степенных местных водителей. Кстати, многие из них, видимо, уже не в первый раз (благо перед нами здесь проносились представители прессы из многих других стран) видели колонну автомобилей с одинаковым боевым «оперением», несущихся на полных парах. Вслед нашим генераторам адреналина устремлялись лишь завороженные, слегка завистливые взгляды. А хэтчбеки с буквами «ST» на передних крыльях, излучая флюиды радости, продолжали свой 200-километровый марш-бросок.
Не та категория
Итак, Ford Focus ST приобрел супердинамичные наклонности, при этом почти не утратив цивилизованных манер. Разумеется, чуда не произошло - Focus стал более жестким и соответственно менее комфортабельным. Острый руль и невероятно азартный двигатель делают его опасной игрушкой в неумелых руках. И тем не менее Focus ST способен прекрасно справляться с обязанностями практичного семейного автомобиля, готового и к городской сутолоке, и к спокойному движению по трассе, но постоянно ожидающего подходящего момента, чтобы «выстрелить».
На ум сразу приходит другой пример, когда семейный автомобиль получил «имиджевую» спортивную версию - Mitsubishi Lancer Evolution, который превратился в настоящий гоночный болид. Но, хотя теоретически Evolution можно использовать для каждодневных поездок, гражданская составляющая его сущности чрезвычайно мала. Разумеется, это никак нельзя поставить в вину Evo - такова его концепция, а со своими обязанностями он справляется великолепно. Ясно, что Ford Focus ST ему вовсе не соперник, они выступают, что называется, в разных весовых категориях, а самое главное - его создатели преследовали совершенно другие цели. И полностью реализовали их.
Специально для Focus ST разработана «своя» гамма из семи цветов: Colorado Red (красный), Diamond White (белый), Moonndust Silver (серебряный), Partner Black (черный), Performance Blue (голубой), Sea Grey (серый) и Electric Orange. Последний, по заявлению производителя, обладает способностью фосфоресцировать в темноте. Ночью оранжевый автомобиль действительно выглядит очень эффектно, при дневном же свете он прекрасно гармонирует с цветом осенней листвы! Разумеется, спортивная версия не обделена соответствующим обвесом - передний бампер с огромным трапециевидным воздухозаборником и характерными нишами для противотуманок. Сзади противотуманные фонари и указатели заднего хода встроены в аналогичные элементы на бампере, из-под которого красноречиво выглядывают два внушительных сопла системы выпуска. Спортивный статус подчеркивают и более рельефные пороги, литые пятиспицевые колесные диски и заметно увеличенный спойлер над задней дверью. Focus ST может быть только хэтчбеком, но как трех-, так и пятидверным. Правда, ни одного практичного автомобиля мы пока не видели, все презентационные машины имели спортивный тип кузова с тремя дверьми.
Главное изменение в салоне - занявшая почетное место на вершине панели приборов тройка указателей: температуры и давления масла, а также давления турбины. Трехспицевый руль стал более пухлым, с приливами под большие пальцы. Педали и рычаг КП украшены полированным алюминием. Предусмотрено четыре варианта отделки ковшеобразных сидений Recaro.
В России первые Ford Focus ST должны появиться в марте-апреле, пока до конца 2006 года планируется ввезти 100 машин, однако эта цифра может быть увеличена. Все автомобили производятся в Германии, а потому цены на них в два раза превышают стоимость наших - всеволожских: за трехдверку придется выложить $29 950, пятидверный вариант на тысячу дороже. Зато своевременные поставки Focus ST гарантированы в отличие от его гражданских собратьев, очередь на которые уже растянулась больше, чем на год.